Всеволод Некрасов / Интервью / О сносках (2008)

О сносках (2008)

Уважаемый г-н Некрасов,

 

Осенью 2006 года у меня была возможность благодаря Франциско Инфанте побывать у Вас дома и познакомиться с Вами и Вашей женой. Мы разговаривали о Ваших стихах, и Вы подарили мне две Ваши публикации. В данный момент я работаю над докладом о Вашем творчестве, который я прочитаю на конференции в Эрфурте в начале октября.Конференция посвящена  феномену  примечаний в литературных текстах, поэтому Ваши стихи со сносками являются основными в моем докладе. <...>

Можете ли Высказать, когда Вы написали первое стихотворение со сносками, какое и как Вы к этому пришли? И абсолютно общий  вопрос: что вообще могут сноски, чем же они завораживают?

Предшественником и единомышленником в применении сносок Вы называете Сатуновского и Соковнина. Видите ли Вы разницу в использовании сносок у себя и у других? Можно ли говорить об особенной поэтике в Ваших сносках?

О стихотворении "выход":  могли бы Вы коротко объяснить контекст цитируемых речевых фрагментов? Есть ли связь между ключевыми словами «выход», «воздух» и «Господь»?

Для Вас является,очевидно, очень важной декламация Ваших стихов, об этом говорят также многие записи Ваших выступлений. Читаете ли Вы так же Ваши стихи-сноски? И если да,как можно себе это представить?

Вы не раз замечали, что во многих публикациях нарушены Ваши нормы строк и отступов от слов, расположение слов на листе, размер шрифта, внутренняя пунктуация и т.д.Можно ли исходить из того, что в Вашей последней публикации «Живу вижу» 2002 года стихотворения именно в том формате, как Вы себе представляете, и могут быть действительно Вашим авторским вариантом?

Иногда встречаются различные варианты одного стихотворения, которые отличаются не только типографически (строки, отступы, размер шрифта, внутренняя пунктуация и т.д.),но и появляются изменения формулировок и дополнения. Перерабатываете ли Вы ранние стихи периодически? Какие размышления приводят к изменениям?

Например,стихотворение «живу вижу»: это стихотворение на протяжении публикаций претерпело некоторые изменения. Можете ли Вы что-то сказать о причинах, приведших к появлению двух сносок, а так же расположению слов (иногда по центру, иногда слева, иногда с табуляцией и т.д.)

Почему стоит первая сноска внутри стиха, а не как ‚обычная’ сноска в конце?

В Вашей последней публикации стихотворения «живу вижу» в 2002 году ссылки имеют такой же размер,как «основной текст» (в ранних публикациях ссылки всегда были меньшего размера)– это было обдуманное эстетическое решение? Каковы были причины?

Можно сказать, что Вы вводите в некоем виде иерархию различных форм примечаний в Ваших стихах? Один пример этого: «Европа правда» (в: живу вижу, Москва, 2002, стр. 74) – есть две ссылки, которые встроены в «основной текст» (своим расположением и таким же шрифтом), и есть два примечания под чертой. Мой тезис – внутренние ссылки являются неотъемлемой частью стихотворения (и не могут быть удалены, как это часто происходит при цитировании текстов со ссылками), примечания же подстрокой служат „paratext“/“parergon“, которые можно было бы опустить. Считаете ли Вы так же?

 

Ответы